Наклейка под капотом указывает регламентированное отклонение луча вниз. |
При кажущейся
простоте фара - изделие точное и хорошо
работает лишь со своим, родным стеклом и
лампой, предусмотренными конструктором.
Угол наклона пучка света к дороге
определяют по величине вертикального
отклонения (е) светотеневой границы "ближнего"
света от горизонтальной оси на экране,
расположенном в пяти метрах от
рассеивателя (рис. 1). Эта величина,
постоянная для данной модели автомобиля,
выражается в процентах - например, один
процент - при 5 сантиметрах отклонения,
полтора - при 7,5 и т. д. Наклейка с этими
цифрами (фото 1) есть под капотом в каждой
современной машине. Таков вид луча в
профиль. В фас получится другая картинка (рис.
3). Поняв, что же надо регулировать, выясним
теперь, как это делается.
Лучше всего
обратиться к специалистам, в мастерскую,
оснащенную специальными контрольными
приборами. Впрочем, обзавестись подобными в
складчину может любой уважающий себя
гаражный кооператив. Один из самых
доступных ныне приборов такого назначения -
ОП новгородского завода "ГАРО"(фото 2).
Стоит он 9 тысяч рублей, что в два раза
дешевле ближайшего французского аналога
LASER-600 - 18 270 руб. (фото 3). В основе его - все тот
же экран. Мощная линза, преломляющая свет,
позволяет проводить необходимые измерения
на расстоянии полуметра от рассеивателя.
Устанавливают прибор на одной высоте с
фарами и параллельно линии, соединяющей их
центры. Последнюю операцию проводят с
помощью своеобразного прицела. Это
продолговатое зеркало с горизонтальной
чертой, закрепленное на корпусе прибора.
Наклоняя прибор, добиваются, чтобы
отражение симметричных деталей кузова (вершины
ободков фар, подфарники и т. д.) легло на эту
черту. Как вариант, вместо зеркала
встречается визирная пластина с узкой
прорезью. Задав по шкале оптической камеры
значение "е" (в соответствии с
наклейкой или из таблицы в руководстве по
эксплуатации ОП), включают ближний свет. В
случае несовпадения реальной проекции с
эталонной вращаем регулировочные винты
фары. Если лампа двухнитевая, то правильное
направление дальнего света получают
автоматически (оно определяется
геометрическими и оптическими
характеристиками фары и лампы). В случаях,
когда машина имеет отдельные фары дальнего
света, их регулируют по горизонтали
симметрично, а центр светового пучка должен
приходиться на центральную метку экрана.
Прибор ОП
новгородского завода "ГАРО".
Французский прибор -
LASER-600, аналог новгородского. Элегантней,
но дороже.
Ну а как
поступить тому, у кого нет возможности
воспользоваться подобным прибором?
Рис. 1. Ближний
свет фары - вид в профиль: е -
регламентированное отклонение по
вертикали, Н - высота центра фары над
дорогой.
Рис. 2. Так
выглядит освещенная ближним светом
зона на экране.
Классические стенки, годные для разметки, в природе встречаются крайне редко, но рукотворных - достаточно. Увидев подходящую, не упускайте шанс! Принципы регулировки те же, что и с прибором, но на расстоянии до стенки 5 метров.
В совсем безвыходной ситуации попробуйте сделать так. На ровной горизонтальной площадке отмерьте шагами 30 метров перед машиной и положите на отметку кирпич. Включив ближний свет и вращая регулировочные винты, подведите к нему границу освещенности (см. рис. 1). Это придется сделать с каждой фарой. Вторую при этом надо обесточить или закрыть подходящим экраном (тряпкой). После этого добейтесь, чтобы лучи дальнего света обеих фар не расходились от центра и не сходились, то есть остались параллельными продольной оси машины. Качество проделанной работы легко определить по реакции встречных водителей.
Избавившись от протестующих "зайчиков" в глазах, вы в большей мере насладитесь прелестями ночной езды. Если бы еще и встречным фары отрегулировать!
Евгений БОРИСЕНКОВ