Автопилот
Номер 073 от 15-04-2000
Полоса 087
Летняя
ночь короче зимней -- это знают даже
неполовозрелые дети. Но и темней намного --
вот о чем стоит помнить дядям, включая фары.
Самая яркая, можно
даже сказать, ослепительная деталь вашего
автомобиля -- это, конечно, фара. Чем она ярче,
полагает большинство автомобилистов, тем
сильнее ослепляет. Полагает и ошибается.
Знаете ли вы, насколько различается яркость
свечения ламп для ближнего и дальнего
режима работы? Меньше, чем вы думаете, -- на
несколько процентов. Если вообще
различается. Нужная "дальнобойность"
лучей достигается разной фокусировкой
светового потока. Ближний свет как бы
стелется по дороге, пучок от него идет
немного вширь и вперед и не поднимается,
грубо говоря, выше уровня капота -- потому и
не слепит встречных. Иное дело -- дальний
свет, когда два острых световых конуса
устремлены далеко вперед. Вот они-то и
заставляют нервничать водителей, едущих
вам навстречу. Как видите, яркость ни при
чем.
НАКАЛ. До сих пор
многие используют фары с лампами
накаливания. Светящимся элементом этих
анахронизмов, "лампочек Ильича",
является вольфрамовая нить. Она же и
главный недостаток. Во-первых, вольфрам
нельзя раскалить выше какого-то предела (нить
испарится) -- то есть нельзя избавиться от
желтоватого свечения. Во-вторых, чтобы сила
света была высока, нить нужно делать
значительных размеров. Отсюда вторая
проблема: чем больше светящийся элемент,
тем хуже фокусируется световой пучок фарой.
Третий недостаток автомобильных лампочек
накаливания известен всем: лишь мизерная
часть электрической энергии превращается в
свет, остальное уходит в тепло.
ГАЛОГЕН. Намного
лучше галогеновые автомобильные лампы.
Характер их света немного "солнечнее".
Но главное, галоген гораздо эффективнее
классического "накала" -- лампочка той
же электрической мощности выдает уже в два
раза более яркий световой поток. Заметьте --
в два! Если обычная автомобильная 45-ваттная
лампа излучает световой поток 600 люменов, то
55-ваттный галоген -- аж 1550 люменов. Стала ли
актуальнее проблема ослепления с переходом
на яркие галогеновые лампы? Почти нисколько!
Светящийся элемент меньше, сфокусировать
излучаемый им свет в пучок нужной формы
можно намного точнее. Галогеновые фары и
ярче и светят куда надо, а не в глаза.
КСЕНОН. Совсем
другое дело -- ксенон. В этих лампах светится
не раскаленная нить, а крохотная сфера газа,
нагретая до "солнечной" температуры.
Вот почему свет ксеноновых ламп так
выделяется на фоне обычного света; он даже
кажется синим, хотя на самом деле чисто
белый. Ксенон необычайно эффективен --
лампочка мощностью 35 ватт отдает световой
поток в 3000 люменов, и при этом сама не сильно
греется. Ее свет можно сфокусировать в
очень точный световой пучок.
Ксеноновая
технология не из числа доступных. Даже для
представительских автомобилей она
предлагается в качестве опции. Тем не менее
ксеноновыми фарами можно оснастить почти
любую иномарку, если плата $1000--1300 за
удовольствие не покажется слишком высокой.
Дороги, кстати, не столько лампочки --
ксеноновые OSRAM или Philips стоят примерно по $100
за штуку, -- сколько высоковольтные блоки
"поджига", без которых они работать не
смогут, и само переоборудование.
Есть у ксеноновой
светотехники особенность, которая пугает
некоторых, -- отсутствие дальнего света. Ну,
вообще-то дальний свет есть -- захотите, вам
и его поставят. Но зачем? Поморгать
встречным не получится -- ксенон зажигается
не сразу. Это -- во-первых. Во-вторых, даже
ближний ксеноновый светит на расстояние 400
метров, что и не всякому обычному дальнему
под силу. В-третьих, а часто ли вообще
совесть позволяет включать дальний, когда
даже за городом едешь в сплошном потоке
машин? Большинство владельцев автомобилей,
у которых используются лампы типа H4 (дальнего
и ближнего света одновременно),
устанавливая себе ксенон, отказываются от
дальнего света. А те, кто не представляет
себе езды без "моргания" встречным,
ставят вдобавок стробоскопы -- сигнал, между
прочим, еще эффектнее и, что немаловажно,
законен.
ГОЛУБЫЕ. Как только
появился ксенон, тут же нашлись отморозки,
установившие на свои машины "лжексенон"
-- лампы, которые просто светят голубым
свечением, похожим на ксеноновый свет (он,
повторяем, все-таки белый). Никакого
здравого смысла в нем нет -- только понт, мат-перемат
ослепленных и проблемы для себя. Чтобы
голубая лампа светила хотя бы так же ярко,
как стандартная, ее приходится выбирать
заведомо большей мощности -- вот и возникают
неполадки в бортовой электрике. Получить
точно сфокусированный пучок света
невозможно. Вдобавок свет таких ламп прямо-таки
выедает глаза ультрафиолетом. Наконец, это
просто преступно -- техническими нормами
лампы мощнее 55--60 ватт для фар запрещены. В
Германии, например, уже в обязательном
порядке на автомобилях должны стоять
динамические корректоры, которые опускают
пучок света на нужный угол, когда машина
разгоняется, и поднимают его, когда она,
тормозя, "клюет". И это все ради того,
чтобы не ослеплять ярким светом встречных!
БЛАГОДАРИМ ФИРМУ "АЛАРМ-ЦЕНТР",
(095) 930-0000, ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.